Мотивация персонала аптеки.
Построение эффективной системы мотивации персонала аптеки - один из самых сложных процессов в менеджменте. К сожалению, нет единой схемы мотивации, которая одинаково эффективно влияла на всех работников. Рассмотрим основные показатели, которые следует учесть для разработки системы мотивации персонала аптеки.
Система управления персоналом.
1 В первую очередь необходимо донести до всех работников стратегию аптеки. Основой работы персонала аптеки является фармацевтическая опека. Это комплексное взаимодействие провизоров и фармацевтов с пациентом, помощь в правильном выборе медикаментов, консультирование по приему лекарственных средств, разъяснения побочных действий и рекомендации по снижению негативного воздействия лекарств с учетом особенностей организма, возраста пациента, возможной генерической замены, и тому подобное.
2 Необходимо ввести стандарты обслуживания и стандарты надлежащей фармацевтической практики.
3 Обеспечить контроль выполнения стандартов. Контроля профессионализма персонала необходимо проверять с помощью специально разработанных тестов и по показателям работы каждого из сотрудников.
4 Ввести систему обучения персонала. Лучше всего эти обязанности возложить на заведующего аптеки или привлекать компании, которые проведут тренинги для фармацевтических работников.
5 Управление персоналом включает в себя не только контроль, но и создание комфортных условий труда.
Оценка работы фармацевтов и провизоров должна состоять из:
1 Выполнение основных показателей деятельности аптеки:
- Общая выручка. Обязательным является планирование и установление уровня реализации на определенный период (месяц, квартал). Рассчитывается этот показатель с учетом аналогичных предыдущих периодов, фармакоэкономических показателей и других факторов.
- Продажа препаратов, которые приносят наибольшую прибыль аптеке. Для этого необходимо периодически проводить АВС-анализ и обеспечивать постоянное наличие товаров, которые лучше продаются.
- Увеличение среднего чека. Обязательным при этом является «допродажа» с учетом фармацевтической опеки и рекомендация наиболее эффективных лекарственных средств с учетом соотношения «цена-качество». Известно, что наиболее эффективными считаются оригинальные препараты.
2 Эффективная работа с посетителями. Оценивается на основе растущего числа постоянных посетителей. Ориентировочный расчет этого показателя можно провести на основе количества выданных дисконтных карт и количества покупок по этим картам.
3 Дополнительные мотивационные премии. Рекомендуется проводить индексацию зарплаты, особенно, при нестабильной экономической ситуации. Дополнительные выплаты можно проводить за стаж работы на данном предприятии, наличие высшего фармацевтического образования работников, квалификации и категории провизора.
4 Нефинансовая мотивация не менее эффективна. Этот вид мотивации заключается в осознании работником ответственности за свою работу и доверия руководства. Осуществляется путем поручения дополнительных обязанностей:
- Обучение нового персонала
- Заказ товара, анализ ассортимента
- Внесение идей и предложений по улучшению бизнес-процесса в аптеке.
Особенно важным является правильная мотивация заведующего аптеки, которая рассчитывается на основе следующих показателей:
1 Правильная работа с аптечным ассортиментом. Основными показателями являются
- отсутствие дефектуры по ключевым позициям (АВС-анализ),
- оборачиваемость товара,
- отсутствие затоваривания нерентабельными позиции,
- отсутствие препаратов с коротким сроком годности.
2 Эффективная работа с персоналом. Включает выполнение работниками стандартов введенных в аптеке, увеличение количества постоянных посетителей, отсутствия негативной атмосферы в коллективе и текучести кадров.
Мы привели основные, но далеко не все аспекты мотивации персонала аптеки. Надеемся, что эта информация будет полезна для понимания и создания индивидуальной системы мотивации для аптеки.