Мерчандайзинг в аптеке
Аптекам приходится прилагать значительные усилия, чтобы завоевать постоянных клиентов поддерживать конкурентоспособность и достигать максимальной прибыли.
Одним из наиболее доступных средств для достижения этих целей является применение аптеками элементов мерчандайзинга.
На Западе уже давно проводятся исследования в области мерчандайзинга, которые доказали, что на поведение потенциального клиента можно повлиять непосредственно на месте продажи. Внешний вид аптеки, расположение рекламных материалов в зале, гармоничное оформление витрин могут значительно повысить уровень продаж.
Одним из элементов воздействия на посетителя является создание привлекательного внешнего вида аптеки, ее интерьера, планирования торгового зала с учетом факторов психологии.
При создании интерьера аптечная организация должна создавать свой неповторимый фирменный стиль.
Фирменный стиль - совокупность графических, цветовых, акустических, видео-приемов, обеспечивающих единство и запоминаемость соответствующего учреждения.
Процесс покупки посетителя становится проще и приятнее, если он имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то что ему надо. Посетитель аптеки чувствует себя свободным в выборе. Определенная доля покупателей боится преодолеть психологический барьер. И они не хотят зависеть даже от мнения провизора. Этим людям проще посмотреть на витрину и самостоятельно принять решение о покупке. При правильной выкладке товара покупатель может сэкономить свое время и обойтись без консультации.
Территориальное расположение аптеки также должно быть учтено. Для посетителей аптек «благополучных» спальных районов важнейшее значение имеет уровень сервиса. В аптеках «спальных» районов ситуация иная. Поток покупателей формируется в значительной мере местными жителями и борьба идет за постоянного покупателя. Больше внимания уделяется ценовой политике, но это тот этап борьбы за покупателя, на котором останавливаются большинство аптек, расположенных в «спальных» районах.
Основной принцип мерчандайзинга - все должно доступно, привлекательно и удобно для покупателя. То есть принципы выкладки нужно хорошо продумать, методика выкладки должна быть достаточно простой, без нагромождений.
Законы успешного мерчандайзинга:
Закон запаса - все выложенные товары должны быть обеспечены как минимум трехдневным запасом.
Закон презентации или правило повторения - одно наименование товара должно быть представлено в нескольких единицах.
Правило баланса - товары одной товарной группы должны располагаться горизонтально по одной линии симметрично относительно друг друга.
Правило ценников - цена на выставленный товар обязательно должна быть указана. Причем цена должна располагаться на каждой упаковке с левой стороны.
Правило корпоративного блока - препараты примерно одного спектра действия, особенно известных производителей, надо выкладывать корпоративными блоками.
Правило дублирования - блоки из лидирующих позиций должны занимать площадь в 2 раза больше, чем другие выложенные группы.
Правило порядка - на каждой точке продажи должен соблюдаться определенный порядок брендов.
Правило приоритетного места - наиболее продаваемая и прибыльная продукция должна находиться на приоритетном месте. Общая рекомендация по определению приоритетности расположение - она рядом с провизором, немного правее его на высоте 120-170 см. от пола (то есть на уровне глаз.)
Психологические особенности восприятия информации посетителями аптек:
- Лучше запоминается та информация, которую увидели в последнюю очередь;
- Взгляд покупателя, как правило, скользит по витрине в направлении слева направо, поэтому последней информацией будет та, которая находиться в витрине с правой стороны;
- Из всех ярусов витрины обязательно попадает в поле зрения покупателя только тот, который расположен непосредственно на уровне глаз потребителя.
Цветовая гамма аптеки потенциально влияет как на восприятие потребителей, так и на их поведение.
Взаимосвязь цветовых сочетаний и ощущений
- Зеленый - успокаивающий
- Зеленый + фиолетовый - ирреальное
- Зеленый + оранжевый - радостное
- Зеленый + черный - тяжелый
- Зеленый + белый - прохладное, сдержанное, чистое
- Зеленый + коричневый - спокойное, естественное
- Желтый - жизнерадостный
- Желтый + желто-зеленый - освежающее и жизнерадостное
- Желтый + синевато-зеленый - холодное и успокаивающее
- Желтый на черном - строгое
- Черный на желтом - привлекательное, заметное
- Красный - возбуждающий
- Красный + синий - динамичное, жизнеутверждающее
- Красный + черный гнетущее
- Красный + белый - неорганичное, жесткое
- Синий - холодный
- Синий + оранжевый - живое, возбуждающее
- Синий + зеленый - холодное, неподвижное
- Синий + черный - нежизненный
- Синий + белый - прохладное, чистое
Таким образом, манипуляция красок позволяет управлять чувствами и настроением как посетителей, так и персонала аптечной организации.
Итак, для совершенствования работы аптеки постоянно нужно анализировать все аспекты интер’интерьера и выкладки товара. В результате эта работа не будет напрасной, а обеспечит вам увеличение оборота товара.