Мерчандайзинг в аптеке

   

  Аптекам  приходится прилагать значительные усилия, чтобы завоевать постоянных  клиентов  поддерживать конкурентоспособность и достигать максимальной прибыли.


    Одним из наиболее доступных средств для достижения этих целей является применение аптеками элементов мерчандайзинга.

На Западе уже давно проводятся исследования в области мерчандайзинга, которые доказали, что на поведение потенциального клиента можно повлиять непосредственно на месте продажи. Внешний вид аптеки, расположение рекламных материалов в зале, гармоничное оформление витрин могут значительно повысить уровень продаж.

    Одним из элементов воздействия на посетителя является создание привлекательного внешнего вида аптеки, ее интерьера, планирования торгового зала с учетом факторов  психологии.

    При создании интерьера аптечная организация должна создавать свой неповторимый фирменный стиль.

     Фирменный стиль - совокупность графических, цветовых, акустических, видео-приемов, обеспечивающих единство и запоминаемость соответствующего учреждения.

    Процесс покупки посетителя становится проще и приятнее, если он имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то что ему надо. Посетитель аптеки чувствует себя свободным в выборе. Определенная доля покупателей боится преодолеть психологический барьер. И они не хотят зависеть даже от мнения провизора. Этим людям проще посмотреть на витрину и самостоятельно принять решение о покупке. При правильной выкладке товара покупатель может сэкономить свое время и обойтись без консультации.

    Территориальное расположение аптеки также должно быть учтено. Для посетителей аптек «благополучных» спальных районов важнейшее значение имеет уровень сервиса. В аптеках «спальных» районов ситуация иная. Поток покупателей формируется в значительной мере местными жителями и борьба  идет за постоянного покупателя. Больше внимания уделяется ценовой политике, но это тот этап борьбы за покупателя, на котором останавливаются большинство аптек, расположенных в «спальных» районах.

    Основной принцип мерчандайзинга - все должно доступно, привлекательно и удобно для покупателя. То есть принципы выкладки нужно хорошо продумать, методика выкладки должна быть достаточно простой, без нагромождений.

Законы успешного мерчандайзинга:

Закон запаса  - все выложенные товары должны быть обеспечены как минимум трехдневным запасом.

Закон презентации  или правило повторения - одно наименование товара должно быть представлено в нескольких единицах.

Правило баланса - товары одной товарной группы должны располагаться горизонтально по одной линии симметрично относительно друг друга.

Правило ценников - цена на выставленный товар обязательно должна быть указана. Причем цена должна располагаться на каждой упаковке с левой стороны.

Правило корпоративного блока - препараты примерно одного спектра действия, особенно известных производителей, надо выкладывать корпоративными блоками.

Правило дублирования - блоки из лидирующих позиций должны занимать площадь в 2 раза больше, чем другие выложенные группы.

Правило порядка - на каждой точке продажи должен соблюдаться определенный порядок брендов.

Правило приоритетного места - наиболее продаваемая и прибыльная продукция должна находиться на приоритетном месте. Общая рекомендация по определению приоритетности расположение - она рядом с провизором, немного правее его на высоте 120-170 см. от пола (то есть на уровне глаз.)

Психологические особенности восприятия информации посетителями аптек:

  • Лучше запоминается та информация, которую увидели в последнюю очередь;
  • Взгляд покупателя, как правило, скользит по витрине в направлении слева направо, поэтому последней информацией будет та, которая находиться в витрине с правой стороны;
  • Из всех ярусов витрины обязательно попадает в поле зрения покупателя только тот, который расположен непосредственно на уровне глаз потребителя.

Цветовая гамма аптеки потенциально влияет как на восприятие потребителей, так и на их поведение.

Взаимосвязь цветовых сочетаний и ощущений

  • Зеленый - успокаивающий
  • Зеленый + фиолетовый - ирреальное
  • Зеленый + оранжевый - радостное
  • Зеленый + черный - тяжелый
  • Зеленый + белый - прохладное, сдержанное, чистое
  • Зеленый + коричневый - спокойное, естественное
  • Желтый - жизнерадостный
  • Желтый + желто-зеленый - освежающее и жизнерадостное
  • Желтый + синевато-зеленый - холодное и успокаивающее
  • Желтый на черном - строгое
  • Черный на желтом - привлекательное, заметное
  • Красный - возбуждающий
  • Красный + синий - динамичное, жизнеутверждающее
  • Красный + черный  гнетущее
  • Красный + белый - неорганичное, жесткое
  • Синий - холодный
  • Синий + оранжевый - живое, возбуждающее
  • Синий + зеленый - холодное, неподвижное
  • Синий + черный - нежизненный
  • Синий + белый - прохладное, чистое

Таким образом, манипуляция красок позволяет управлять чувствами и настроением как посетителей, так и персонала аптечной организации.

Итак, для совершенствования работы аптеки постоянно нужно анализировать все аспекты интер’интерьера и выкладки товара. В результате эта работа не будет напрасной, а обеспечит вам увеличение оборота товара.


Proekt-Farm - Помощь по сопровождению и открытии аптечного бизнеса

WebEra - разработка сайтов