Как провести анализ
конкурентоспособности аптеки?
Приведем основные показатели, по которым специалисты оценивают конкурентоспособность аптеки. Рассмотрев и объективно оценив эти факторы, сравнив их с работой конкурентов, можно сконцентрироваться на исправлении своих ошибок и усовершенствовать работу аптечного бизнеса.
Удачное расположение аптек является условием финансового успеха. При этом оптимальное месторасположение характеризуют три основе группы факторов.
1. Местообразующие:
- a) тип населенного пункта (большой город, поселок, село);
- b) Количество и плотность населения;
- c) Зонирование территории (жилой комплекс, промышленная зона, деловой центр города);
- d) Тенденции развития инфраструктуры.
2. Транспортные:
- a) Направление и интенсивность основных потоков пешеходов;
- b) Расположение остановок общественного транспорта;
- c) Удобство доступа или подъезда.
3. Социальные:
- a) Удобство для пешеходов и видимость с улицы;
- b) Сервис услуг у аптеки (например, парковка для автомобилей).
Ценовая политика
Это определяющий фактор для пенсионеров и других малообеспеченных групп населения. Вместе с тем низкие цены заставляют задуматься о фальсификации и неоправданной экономии на собственном здоровье. Покупатели, как правило, ищут не аптеку с низкими ценами, а необходимые лекарства, которые могут в дорогой аптеке стоить меньше, чем в дешевой.
Для привлечения внимания покупателей разрабатывается система дисконта, которая «привязывает» потребителя к месту совершения покупки. Дисконтная система должна постоянно поддерживать интерес потребителя, совершенствоваться, развиваться.
Полнота ассортимента
Для посетителя аптеки самое важное - возможность приобрести все необходимые лекарства в одной аптеке. Практически нет аптек, где можно приобрести абсолютно все, но необходимо максимально приблизится к этому. Одним из выходов является предварительный заказ, однако не все покупатели готовы ждать лекарства до завтра.
Использование принципов фармацевтической этики
Каждый посетитель ожидает профессионального совета и консультации от фармацевтического работника. Первостольник должен посоветовать наиболее эффективный препарат для пациента. Кроме этого, важно внимательное и спокойное отношение провизора к пациенту. Профессиональная этика фармацевтического работника основывается на принципах профессионализма, компетентности, объективности, честности, независимости, гуманности, конфиденциальности и индивидуального подхода к каждому пациенту.
Скорость и качество фармацевтического обслуживания
Важным фактором в повышении конкурентоспособности аптеки является скорость и качество обслуживания в аптеке. Фармацевтическое обслуживание сводится к ожиданию пациентов в очереди, поиска преимуществ в лекарственном обеспечении по сравнению с аптеками-конкурентами, обработки качественных стандартов обслуживания.
Интерьер
Подход к аптечного интерьера у посетителей разный. Кому-то нравится европейский дизайн с открытой выкладкой, а другим - интерьер классического стиля. Всем посетителям гораздо приятнее находиться в уютном чистом и хорошо освещенном помещении с оригинальным интерьером. Бесспорным является тот факт, что красиво оформленный вход, оборудован пандусом, фирменная одежда персонала, оптимальная выкладка товара на полках, фирменные пакеты, чистый и просторный торговый зал и функциональное размещение мебели создают аптекам дополнительный имидж, а их посетителям - положительные эмоции. Для многих пенсионеров важно наличие в аптеке стульев, где можно отдохнуть или дождаться своей очереди.
Особенности мерчандайзинга аптеки
Выкладка лекарств на полках должна учитывать основные стереотипы поведения посетителей аптек. Поскольку они имеют тенденцию смотреть на лекарства с правой стороны, то препараты, размещенные справа, имеют больше шансов быть увиденными и купленными. Основное внимание посетителей аптек обращено также на центральную группу лекарств на полке. Покупатели избегают темных и плохо освещенных мест.
Режим работы аптеки
Режим работы аптеки определяется месторасположением аптеки. Аптекам, которые открываются в крупных жилых массивах лучше работать круглосуточно, или открыться раньше, закрываться позже. Аптеки, расположенные вблизи лечебных учреждений, подстраивают график работы последних.
Дополнительные услуги, предоставляемые в аптеке
Дополнительные услуги аптеки: проверка зрения, измерение давления, проведение экспресс-анализа на сахар для больных диабетом, компьютерное тестирование организма, аппаратная диагностика кожи с подбором косметических средств, предоставление в аптеке консультаций врача и диетолога. Удобной дополнительной услугой посетители считают возможность заказать нужное лекарство, которого нет в данный момент в наличии, осуществить бесплатную доставку лекарств на дом, а также возможность рассчитаться банковской картой.
Открывая новую аптеку необходимо проанализировать работу и возможности конкурентов. Обнаружив слабые стороны, у вас будет ответ, в каком направлении сосредоточить свое внимание, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей и найти среди них постоянных клиентов.